Обслуживание тормозной системы автомобиля
Содержание
- Значение и функции тормозной системы в автомобиле
- Как часто выполняется обслуживание тормозной системы
- Регламентное обслуживание
- Срочное обслуживание
- Симптомы неисправностей
- Что входит в обслуживание тормозов
- Замена тормозной жидкости
- Замена колодок, дисков, барабанов
- Расходные материалы для тормозной системы
Автор — эксперт компании ООО «ЮТА»
Время прочтения — 13 мин.
Оценка — 4.1 балла
Обслуживание тормозной системы — одна из важных составляющих ухода за автомобилем. Сложно переоценить значение тормозов в машине. Они отвечают за быструю остановку или замедление скорости авто. Эффективное торможение — условие безопасной езды, особенно в условиях плотного потока и на больших скоростях. Поэтому состоянию тормозов необходимо уделять повышенное внимание.
Правила дорожного движения прямо запрещают эксплуатировать автомобиль с неисправной тормозной системой. Все элементы этой системы должны быть в порядке. А если есть какие-то дефекты, их следует оперативно устранять.
Проверка тормозной системы, замена комплектующих и расходных материалов — неотъемлемая часть регулярного техобслуживания, которое проводится 1-2 раза в год. Не стоит игнорировать эти мероприятия, от них зависит и ваша безопасность.
Как часто выполняется обслуживание тормозной системы
Обслуживание тормозов может проводиться на регулярной основе, а также внепланово, при появлении неисправностей или симптомов, указывающих на них. Расскажем, для начала, о регулярном плановом обслуживании.
Регламентное обслуживание
В документации к вашему автомобилю наверняка есть указание, с какой периодичностью нужно проводить плановое обслуживание тормозной системы. Его также называют регламентным (соответствует регламенту). Такое обслуживание выполняют, когда ничего не случилось, в профилактических целях.
Существует некий интервал, на который ориентируются для определения частоты обслуживания тормозов. В основном, это 10-12 тысяч километров пробега. Многие водители проходят плановую проверку тормозов раз в год, в рамках ежегодного ТО. Но если машина эксплуатируется интенсивно, частота регулярного обслуживания может составлять 2 раза в год (например, весной и осенью).
Регламентный сервис позволяет проверить и, при необходимости, отрегулировать, положение тормозной педали: смотрят, как она расположена, и каков ее холостой ход. Нормой считается не меньше 7,5 см до передней перегородки кузова и холостой ход не более 8 мм.
Также в рамках планового обслуживания могут подтянуть стояночный тормоз, если у него тоже большой холостой ход (больше двух зубцов). Обязательно измеряют размеры барабанов, состояние дисков и колодок. При необходимости, рекомендуют замену комплектующих со значительным износом.
В ходе проверки также выполняется визуальный осмотр частей тормозной системы: на наличие царапин, трещин, перегибов и прочих дефектов.
Проверка тормозов на техосмотре
Выявить проблемы в работе тормозов позволяет и техосмотр. В рамках техосмотра автомобиль загоняется на роликовый стенд, который измеряет тормозные усилия по осям. Если усилий недостаточно или есть разница по осям — выдают предписание устранить неисправности. После сервисных процедур вновь анализируют эффективность и настройку системы торможения. Данная проверка теперь в меньшей степени распространена, поскольку техосмотр стал необязательным в нашей стране.
Срочное обслуживание
Помимо регламентного, возможно проведение внепланового обслуживания тормозов. Его выполняют, когда появляется какая-то проблема в работе тормозной системы или при наличии симптома неисправности.
Для обнаружения возможных проблем рекомендуется проверять систему каждый раз перед выездом на автомобиле. Что именно следует проверять:
- наличие течей;
- уровень тормозной жидкости в бачке;
- положение педали тормоза;
- работа тормозов (качество торможения).
- Необходимо соблюдать схемы и последовательность подключения электрооборудования в автомобиле, ошибки могут приводить к выходу оборудования из строя.
В срочное обслуживание может входить: затягивание крепежа деталей тормозной системы, замена поврежденных комплектующих, регулировка педали тормоза, доливка тормозной жидкости, прочистка вентиляционного отверстия в крышке бачка с тормозной жидкостью.
Симптомы неисправностей
О том, что тормозная система нуждается в обслуживании и, возможно, в ремонте, могут свидетельствовать следующие симптомы:
- течи (может подтекать тормозная жидкость);
- ощутимое снижение эффективности торможения, удлинение тормозного пути;
- появление посторонних звуков при торможении (резкий скрип, визг).
Скрип тормозов — один из самых явных сигналов к тому, что пора обслуживать тормозную систему машины. Неприятный звук возникает, когда изнашиваются тормозные колодки и барабаны. Изношенные детали подлежат замене. Тормоза также могут скрипеть из-за недостаточного уровня рабочей жидкости.
Обратите внимание: тормозная жидкость не должна расходоваться часто. Если вы наблюдаете снижение ее уровня и вам приходится доливать жидкость — значит где-то происходит утечка. Требуется диагностика.
Что входит в обслуживание тормозов
Стандартный перечень работ в рамках обслуживания тормозной системы автомобиля:
- Визуальный осмотр ключевых элементов системы.
- Оценка состояния деталей, выявление износа.
- Замена изношенных элементов (колодок, дисков, барабанов).
- Определение эффективности и работоспособности системы.
- Регулировка стояночного тормоза и других частей системы.
- Проверка на наличие течи.
- Проверка уровня и замена тормозной жидкости.
- Проверка и замена вакуумного усилителя тормозов, по необходимости.
Замена тормозной жидкости
Тормозную жидкость необязательно менять на каждом ТО. Периодичность замены — порядка 40-50 тыс. километров пробега (или раз в три года).
Замена производится самотеком или под давлением. В первом случае просто сливают жидкость из системы: для этого спускают воздух через штуцеры на колесах и вставляют подготовленные шланги, ведущие в емкости (именно в них сливается старая тормозная жидкость). В расширительный бачок доливается новая жидкость, после чего штуцеры заворачивают.
Метод замены под давлением используется в автосервисах. Суть в том, чтобы создать в тормозной системе повышенное давление. Это позволяет быстрее прогнать новую жидкость и заполнить систему. Давление может нагнетаться главным тормозным цилиндром.
Замена колодок, дисков, барабанов
Ключевыми элементами, обеспечивающими эффективность торможения авто, являются тормозные колодки, барабаны и диски. В процессе эксплуатации они подвергаются существенным нагрузкам и естественным образом изнашиваются. Поэтому в процессе обслуживания тормозной системы обязательно проверяется состояние этих компонентов.
Если износ достигает критического значения, детали подлежат замене. Причем, важно не только заменить колодки или диски, а еще и правильно их «прикатать». Есть такое понятие как «обкатка тормозных дисков» — она предполагает щадящее использование автомобиля первые 100-200 км после замены дисков и колодок.
Расходные материалы для тормозной системы
- тормозная жидкость;
- смазки (для колодок, суппортов);
- тормозные шланги;
- поршни, ремкомплекты суппортов;
- тормозные колодки;
- прочие запчасти и расходники.
При обслуживании также может использоваться очиститель (например, для очистки деталей, подверженных коррозии). Готовясь к обслуживанию, будьте готовы к приобретению расходников и запчастей для тормозной системы.