Срок службы компрессора в автомобиле
Содержание
Автор — эксперт компании ООО «ЮТА»
Время прочтения — 13 мин.
Оценка — 4.1 балла
В жаркие дни без кондиционера в автомобиле не обойтись. А сердцем системы воздушного охлаждения в машине является компрессор. Он сжимает хладагент и отправляет его охлаждаться, при этом температура воздуха в салоне понижается. Срок службы компрессора, как и любого другого оборудования, ограничен. К тому же, он склонен к разного рода поломкам и неисправностям. Поэтому нужно правильно обслуживать систему кондиционирования, в первую очередь — контролировать уровень фреона (а он со временем улетучивается)
Как работает компрессор в автомобиле
Ресурс компрессора кондиционера напрямую зависит от эксплуатации. Чтобы выяснить, сколько может служить компрессор, нужно понять, как он работает.
Основная (и единственная) функция данного устройства — нагнетать давление. Под давлением компрессора фреон (хладагент), находящийся в газообразном состоянии, сжимается. Сжимаясь, газ нагревается и поступает в конденсатор, где переходит в жидкую стадию (происходит конденсация). При этом фреон охлаждается и попадает в испаритель, где он контактирует с системой вентиляции салона, не смешиваясь напрямую с воздухом. Так осуществляется охлаждение салона.
Выполнив свою «работу», хладагент испаряется и снова подается в компрессор, который опять сжимает газ, и цикл повторяется раз за разом. В этом процессе участвуют и другие вспомогательные элементы, в частности расширительный клапан. А для того чтобы продлить срок эксплуатации компрессора, в системе используется компрессорное масло. Оно смазывает трущиеся части, предупреждая их скоротечный износ.
Пока система герметична и фреон вместе со смазкой циркулирует в ней в полном объеме — компрессору ничто не угрожает. Но по ходу эксплуатации автомобиля могут возникать риски — например, утечка хладагента и масла. Это наиболее распространенная проблема.
Виды компрессоров
Срок службы воздушного компрессора определяется еще и особенностями его конструкции. На самом деле, в автомобилях используются разные виды компрессоров, и их срок службы может различаться.
Основные виды компрессоров, используемых в автомобилях:
- Поршневые (наиболее распространены).
- Роторные (менее распространенные, чаще встречаются на японских авто)
- С электроприводом (современные модели).
Различают также компрессор постоянного вращения и с непостоянным приводом. Непостоянное действие было характерно для агрегатов старого типа: они включались и выключались посредством крутящегося шкива при нажатии на кнопку кондиционера в салоне. Компрессоры с непостоянным приводом считались весьма надежными, срок их службы значительно превышал 10 лет.
Компрессоры постоянного вращения — технически более сложные. Постоянный привод обеспечивает плавную работу устройства. Увы, практика показывает, что срок службы таких компрессоров меньше, и нередко они выходят из строя уже через 7-8 лет эксплуатации. То есть, срок службы зачастую не дотягивает до десятилетия.
Возможные проблемы в работе компрессора
В новом автомобиле система охлаждения работает как часы. Она абсолютно герметична, полностью заправлена фреоном с маслом, в ней созданы оптимальные условия для работы компрессора. Но ничто не вечно, и в разных частях системы со временем образуются разного рода дефекты, в том числе микротрещины. Могут частично разгерметизироваться уплотнения, и через них фреон постепенно улетучивается в атмосферу.
Вместе с фреоном из системы в процессе эксплуатации улетучивается и смазка. В результате нагрузка на трущиеся части возрастает, происходит ускоренная выработка ресурса. Одновременно с этим падает и производительность системы охлаждения. К слову, это первый и явный признак того, что пора предпринимать какие-то меры: производить заправку кондиционера или восстанавливать герметичность оборудования.
При несоблюдении технического регламента давление фреона в системе кондиционирования может, наоборот, быть повышенным. Это тоже плохо для компрессора. Он перегревается, а также засоряется алюминиевой пылью. Проблема может заключаться не только в неправильной заправке (слишком много хладагента), но и в сломанном вентиляторе, от которого зависит работа испарителя. Также источником неисправности может служить загрязненный конденсатор.
Появление алюминиевой пыли и стружки внутри системы губительно для компрессора. Даже если он новый, то быстро выйдет из строя. Поэтому нельзя допускать перегрева оборудования. А иногда нужно менять испаритель и конденсатор, чтобы защитить компрессор от поломки.
Основные проблемы в работе компрессора:
- Низкий уровень хладагента.
- Недостаточное количество компрессорного масла.
- Засорение, загрязнение оборудования.
Прочие неприятности возникают значительно реже. Например, может выйти из строя автоматический выключатель, и тогда компрессор будет постоянно выключаться несмотря на включенную кнопку кондиционера.
Возможен отказ компрессора из-за какого-либо механического повреждения, в том числе по причине большого срока эксплуатации. Это может случиться на 8-ом, 10-ом или 15-ом году службы компрессора, в зависимости от его вида и других факторов. А перечисленные выше проблемы лишь ускоряют возможную неисправность.
Признаки неисправностей
Очевидным признаком неисправности системы кондиционирования является снижение ее эффективности. Это проявляется в том, что кондиционер хуже холодит, а в особо жаркие дни и вовсе не справляется со своей функцией. Вероятно, в системе осталось мало хладагента. А мы знаем, что вместе с фреоном улетучивается и компрессорное масло. Все это ведет к повышенной нагрузке на компрессор. Если не предпринять мер — он достаточно быстро потребует ремонта.
Еще один прямой симптом, указывающий на проблему — кондиционер не включается. Бывает так, что кнопка кондиционера включена, но он не работает, в салон не поступает холод. Или вовсе отсутствует отклик кондиционера. И в том и в другом случае проблема может заключаться в компрессоре.
Подозрительный шум — вот еще один сигнал, для того чтобы обратить внимание на кондиционер и его компрессор. Дребезжание, скрип или визг — возможное свидетельство неисправности муфты или заедания вала. Это механическая поломка, и в данном случае компрессору требуется ремонт.
Когда менять компрессор?
Замена компрессора целесообразна в том случае, если ему много лет и произошла серьезная поломка. Вам стоит обратиться в автосервис, где мастер оценит ситуацию и посоветует то или иное решение. Если ремонт нецелесообразен — лучше заменить компрессор. Но очень важно правильно выполнить установку нового устройства, заправить систему как того требует технический регламент и позаботиться о ее герметичности.
Если компрессор относительно новый, проблема обычно решается ремонтом его отдельных частей. А чаще всего для восстановления работы кондиционера достаточно простой заправки фреоном и компрессорным маслом.