Каковы технические характеристики моторного участка СТО?
Содержание
Автор — эксперт компании ООО «ЮТА»
Время прочтения — 13 мин.
Оценка — 4.1 балла
Любая станция технического обслуживания автомобилей (а проще говоря, автосервис) включает в себя несколько участков. На каждом участке ТО ведутся определенные работы: например, по мойке транспортных средств, сборке-разборке кузовных деталей, диагностике электрооборудования, ремонту ходовой части. Соответственно, у каждого участка ТО есть свое назначение.
Каждый технический участок организован в соответствии с его назначением. Так, для диагностики и ремонта ходовой части требуется подъемное оборудование, а для тестирования тормозной системы — специализированный стенд и т. д. Ремонтный участок должен быть соответствующих размеров: чтобы транспортные средства могли свободно заезжать на него и выезжать, а в процессе работ обеспечивались бы комфортные и безопасные условия.
Ремонтный участок — это еще и место хранения разнообразного инструмента, используемого в процессе ремонта. Он оснащается всем, что может понадобиться для проведения работ. При этом инструмент должен храниться организованно и содержаться в порядке.
Технические характеристики работ определяют и организацию, и оснащение конкретного участка на СТО. Перед тем как начать обслуживать автотранспорт, необходимо соблюсти существующие требования и правильно организовать работу участка. Далее рассмотрим организацию работы моторного участка в автосервисе.
Моторный участок СТО
Каждый участок технического обслуживания в автосервисе организуется в соответствии с назначением и характеристиками работ. Одним из важнейших участков СТО является моторный цех (или моторное отделение). Это механический участок, где выполняются работы по диагностике и ремонту двигателей транспортных средств.
Мотор — как известно, сердце машины. А моторные работы — одни из наиболее ответственных и сложных. Дело в том, что двигатели современных автомобилей имеют крайне сложное устройство. Каждый агрегат — это большая, специфическая и тонко настроенная система со своими техническими особенностями, регулировками и прочими нюансами. Разобраться в ней по силам только квалицированному мастеру с опытом.
Немаловажное значение имеет и организация работы участка. Моторный участок должен отвечать определенным требованиям: по размерам, обустройству, оснащенности оборудованием и т. д. Грамотная организация работ — условие качественного ремонта двигателей.
Какие виды работ выполняются на моторном участке СТО:
- Диагностика двигателя.
- Регулировка параметров работы ДВС.
- Обслуживание двигателя, в том числе замена расходных материалов.
- Частичная разборка мотора.
- Ремонт путем замены деталей двигателя и сопутствующего оборудования.
- Ремонт мотора путем доработки поврежденных деталей, поддающихся восстановлению.
- Полный разбор и дефектовка мотора.
- Сборочные работы.
- Тестирование работы двигателя.
- Обкатка мотора.
- Прочие работы.
Чтобы работы выполнялись качественно и эффективно, на моторном участке должны быть созданы комфортные и безопасные условия. Кроме того, зона текущего ремонта должна быть обеспечена необходимым оборудованием и инструментом.
Общая организация моторного участка
Моторный участок оборудуется, как правило, в составе автосервиса (СТО) или автотранспортного предприятия (АТП), в общем или в отдельном здании. Обычно цех по ремонту двигателей непосредственно примыкает к общей зоне обслуживания и ремонта автомобилей — это позволяет ускорять доставку транспорта, а также агрегатов и деталей к месту проведения работ.
Проектирование моторного участка — ответственная задача. Оно осуществляется в соответствии с целями и задачами, а также спецификой предприятия. Например, нужно учитывать загруженность автосервиса (количество одновременно обслуживаемых транспортных средств), перечень предоставляемых услуг, технические возможности и многое другое.
Важно и то, каким образом предполагается проводить работы: к примеру, с использованием подъемника и без снятия агрегата с автомобиля, или со снятием мотора. Кроме того, учитывается, где и как расположены другие участки ремонтной мастерской — они должны быть взаимосвязаны с моторным цехом.
На моторном участке могут быть заняты не только мотористы, но и шлифовальщики, а также разнорабочие. В зоне ремонта важно обеспечить нормальные условия для постоянного пребывания людей. Это касается рабочего пространства, вентиляции, освещения, наличия мест кратковременного отдыха и т. п.
В зависимости от предполагаемого числа рабочих рассчитывается необходимая площадь участка. При этом учитывается оборудование механического участка. Одна из формул расчета выглядит так: S = [Площадь, занимаемая оборудованием] x 3,5.
Оборудование участка по ремонту двигателей
Технически сложные работы, которые выполняются на моторном участке, требуют применения специализированного оборудования. В числе таких работ: замена поршней и поршневых колец, пальцев, протирка и шлифовка, устранение трещин и пробоев, смена вкладышей, притирка кривошипно-шатунных механизмов и многое другое.
Безусловно, каждый участок по ремонту двигателей оснащается сообразно тому, какие виды работ планирует проводить предприятие. Это могут быть не все возможные работы: отдельные, особо сложные и специфичные ремонтные операции нередко не выполняются в автосервисе, а делегируются подрядчикам (которые на них специализируются).
Мало какой моторный участок АТП или СТО может позволить себе все возможные виды оборудования. Однако мы приведем полный список:
- Моечная установка, ванна для двигателей и деталей.
- Ремонтный стенд.
- Слесарный верстак.
- Кран-балка.
- Стенд разборки-сборки шатунно-поршневой группы.
- Рихтовочное оборудование.
- Стенд притирки клапанов.
- Оборудование диагностики поршневых пружин, клапанных колец.
- Шлифовочный стенд и станок.
- Стенд разборки и сборки головок цилиндров.
- Станок для расточки цилиндров.
- Оборудование диагностики масляных насосов и фильтров.
- Тестировочный стенд.
Участок также может иметь рабочее место для холодной и горячей обкатки двигателей. Оно оснащается обкаточным стендом, а также различными видами инструментов, в том числе специализированных.
Возможна установка оборудования для сварки алюминиевых деталей. Это и прочее оборудование устанавливается с учетом необходимости и экономической целесообразности.
Организационная оснастка рабочего участка
Нельзя забывать и об общей организационной оснастке, которую должен иметь любой участок технического обслуживания автомобилей. В нее входят: стеллажи и шкафы, лари, тумбы, верстак, инструментальная тележка, подъемно-транспортное оборудование. Также необходимы стол и умывальник для рабочих.
Моторный участок обеспечивается следующими видами измерительного инструмента: микрометры, нутромеры, динамометрические ключи, измерительные щупы, шаблоны-калибры, высокоточные весы, линейки, штангенциркули и т. д.
Как видим, моторный цех в составе СТО имеет сложную организацию и специализированное оснащение. Это позволяет проводить технически сложные работы по диагностике и ремонту двигателей.